Тема: Вселенная Mass Effect

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Mass_Effect_logo.png/640px-Mass_Effect_logo.png

Вселенная Mass Effect — вымышленная вселенная, в которой происходят события книг, игр и комиксов из серии Mass Effect. Вселенная имеет такую же структуру, что и реальная — Галактика (Млечный Путь) также состоит из звёздных скоплений, состоящих, в свою очередь, из планетных систем. Главная особенность этого фантастического мира — так называемый «эффект массы» (англ. mass effect), который лежит в основе многих технологий и особых способностей некоторых персонажей. Во вселенной Mass Effect Галактика населена множеством разумных рас, вместе с которыми человечество составляет всегалактическое общество.
Вымышленный мир Mass Effect типичен для жанра космическая опера — жителям Галактики доступны мощные фантастические технологии, позволяющие решить многие проблемы. В то же время, этот мир далек от утопического — социальные проблемы приобрели галактический масштаб, имеет место расовая нетерпимость и сепаратизм.

Особенности
У вселенной Mass Effect есть ряд характерных особенностей, отличающих данный вымышленный мир от реального.

Показать спойлер
Нулевой элемент
Нулевым элементом называется вещество, имеющее обозначение «Ez» (англ. Element Zero) и порядковый номер 0 (Таблица Менделеева). О природе этого элемента ничего не известно, но сказано, что он встречается по всей галактике в небольших количествах.

Эффект массы
Эффектом массы называется физическая аномалия, изменяющая массу тела. Данная аномалия создаётся полем (так называемое поле эффекта массы), которое возникает при воздействии заряда на нулевой элемент. При действии положительного заряда возникает поле, увеличивающее массу, при действии отрицательного — уменьшающее массу. Этот эффект лежит в основе многих технологий, например, перемещение на сверхсветовых скоростях, разнообразные производства (например, броня «Силарис» из синтетических алмазов, которую можно установить на «Нормандию СР-2»). Кинетические барьеры также создаются с помощью данного эффекта. Также существуют индивиды, способные создавать поля эффекта массы, их принято называть биотиками.

Биотика
Биотикой называется способность создавать поля эффекта массы и манипулировать ими. Биотические способности имеют сходство с телекинезом. Наиболее сильными биотиками являются азари в связи с особенностями их нервной системы. Развитие биотических способностей у человека может быть вызвано воздействием нулевого элемента на ребёнка, организм которого только начал формироваться (например, в утробе матери). Биотические способности, после необходимых тренировок, часто используются в боевых целях. Увы, среди людей распространено поверье, что биотики также способны читать мысли окружающих и влиять на них, а потому никто — кроме вооружённых сил — не хочет брать их на работу.

Ретрансляторы
В галактике существует система устройств, называемых ретрансляторами (англ. mass relay), главной функцией которых является быстрое перемещение из одной точки галактики в другую. Ретрансляторы созданы пожинателями, поэтому принцип работы пока не раскрыт ни одной из живущих в галактике рас. Ретрансляторы делятся на 2 группы: первичные и вторичные. Первичные имеют строго определённую пару (другой первичный ретранслятор), который может находиться в другом конце галактики. Вторичные осуществляют перемещение к любому ретранслятору, находящемуся в радиусе действия. Существует множество отключенных первичных ретрансляторов, так как первичный ретранслятор обычно включают, когда будет определена его пара — из-за ненулевой вероятности столкнуться с чем-нибудь опасным. Незнание людьми этого правила и привело к Войне Первого Контакта.
Первым ретранслятором, открытым землянами, оказался Харон (обмерзший льдом), использовавший Плутон в качестве «гравитационного якоря». Это был первичный ретранслятор, ведший к Арктуру.
Для уничтожения ретранслятора требуется колоссальное количество энергии, причём количество выделяющейся на порядок выше и сравнимо с образованием сверхновой. Образование сверхновой ретранслятор может пережить без повреждений, лишь будучи выбитым со своей орбиты. Взять образец материала ретранслятора оказалось невозможным.

Оружие
В основе большинства видов оружия лежит технология разгона металлического снаряда, находящегося в поле эффекта массы, с помощью электромагнитных сил (масса снаряда варьируется от нескольких грамм у ручного оружия, до нескольких килограмм у орудий кораблей). Например, главное (и единственное) орудие дредноута «Эверест» разгоняет «болванку» весом 27 килограмм до 1,3 % скорости света, что эквивалентно ядерной бомбе с мощностью 38 килотонн — каждые пять секунд. Даже Пожинатели используют версию электромагнитного оружия, стреляющюю струёй раплавленного металла.
Энергетическое оружие менее популярно. Лазеры с компьютерным наведением используются в противоракетной и противоистребительной роли, но для боя «корабль-корабль» им недостаёт дальности, а зачастую — и мощности против многослойной брони, однако против них бессильны кинетические барьеры. Пучковое оружие — самый редкий тип. В Mass Effect любое ручное электромагнитное оружие можно было превратить в пучковое, заметно уменьшая убойную силу, но позволяя части урона проникать через кинетические барьеры врага. Коллекционеры, однако, довели его до эффективного и мощного средства уничтожения: корабельный излучатель разрушил «Нормандию» за один залп, а ручная версия крайне эффективно против любых щитов. Гетам удалось создать плазменный дробовик, но ядро плазменных зарядов — всё ещё твердое; их «импульсная винтовка» — на самом деле продвинутая версия обычной, с варьирующейся скорострельностью и повышенной пробиваемостью щитов.
Ракетное оружие также потеснено. В космических боях используются «дезинтегрирующие торпеды» — оружие малой дальности, запускаемое по нескольку штук (в связи с развитием лазерных систем противоракетной обороны) с истребителей и фрегатов, при подходе к цели создаёт поле эффекта массы, чтобы увеличить свою кинетическую энергию и пробить щиты, потом поражающее корпус хаотичскими полями эффекта массы. В качестве пехотного оружия ракеты имеют необычную роль: в Mass Effect «противотанковые» разновидности врагов были вооружены штурмовыми винтовками, способными также запускать ракету на манер винтовочной гранаты, без каких-либо дополнительных приспособлений. Mass Effect 2 вводит тяжёлое оружие как класс, одним из его представителей является ракетная установка, другим — гранатомёт. Кроме того, единственная активная способность класса «солдат» в второй игре — выстрел маленькой ракетой из любого оружия. Скорострельная пушка-пусковая установка ракет является вооружением летающего танка «Молот».

Кинетические барьеры
Кинетический барьер или щит — это поле эффекта массы, способное останавливать движущиеся на высоких скоростях объекты.

Искусственный интеллект
На момент событий серии, в этой вселенной существует искусственный интеллект. Основными его обладателями являются геты и пожинатели, но современному понятию об ИИ более точно соответствует интеллект на базе «блубокса». «Блубоксом» называется специальное устройство, в котором после загрузки специального программного обеспечения появляется личность. В результате восстания гетов все разработки в области ИИ были запрещены Советом Цитадели, что не мешает и Альянсу Систем, и «Церберу» создавать работоспособные ИИ, последним — со включением технологий пожинателей.

Виртуальный интеллект
Виртуальный интеллект или ВИ — это не обладающая искусственным интеллектом программа, имитирующая общение с человеком, часто используется в качестве секретаря или помощника.

Расы
Фантастический мир серии Mass Effect населён множеством вымышленных рас, причём с выходом новых произведений их количество увеличивается.

Показать спойлер
Азари
Азари (англ. Asari) — одна из рас, входящих в состав Совета Цитадели. Как в Совете, так и в своих системах, проводят политику, направленную на мирное решение проблем. Государственная система гибка и демократична.
Внешне азари похожи на человека, главным отличием является сине-голубая кожа, а также отростки, похожие на щупальца, которые начинаются по периметру лица и сходятся сзади в своеобразный пучок. Среднестатистическая азари немного меньше человека.
Основной особенностью является отсутствие разделения по половому признаку (хотя в сравнении с человеком ближе к женщинам). Именно с этой особенностью связан необычный способ размножения: азари подстраивает свою нервную систему к системе партнёра, временно объединяя их, и за счет этого ДНК формируется из генетического материала обоих родителей, поэтому азари способны иметь потомство не только от азари, но и от представителя любого вида любого пола, но ребёнок всегда будет азари. Считается, хотя и не доказано, что ребёнок от представителя другого вида улучшает генофонд.
Примечательно, что азари живут около 1000 земных лет и за этот время проходят 3 стадии: дева (до 350 лет), дама (350—700 лет) и матриарх (от 700). Первой стадии характерна активная деятельность, второй — замедление деятельности, создание семьи, а третьей — участие в культурной и политической жизни.
Также среди азари возможно появление так называемых ардат-якши — азари с врождённым генетическим дефектом, который делает невозможным процесс размножения и приводит к смерти партнёра. Такие особи встречаются крайне редко.

Батарианцы
Батарианцы (англ. Batarians) — раса, не имеющая посольства на Цитадели, которое было закрыто в знак протеста против политики Совета Цитадели, отказавшегося закрепить за батарианцами Скиллианский предел — нейтральную территорию, к активной колонизации которой приступил Альянс Систем. Между правительством батарианцев и Альянсом до сих пор имеется жёсткая конфронтация, которая периодически выливается в небольшие столкновения. Известно, что неофициально батарианское правительство финансирует террористические организации и группы наёмников, которое периодически организуют нападения на различные объекты Альянса. Пиком противостояния стал «Скиллианский блиц» — нападение на Элизиум, одну из самых больших колоний Альянса в Скиллианском пределе. Ответным действием Альянса стало уничтожение базы батарианцев на планете Торфан.
Комплекция батарианцев практически аналогична человеческой, но строение лица сильно отличается: у батарианца 2 пары глаз и отсутствует чётко выраженный нос. Также значительно отличается пигментация кожи — она может быть жёлтой, зелёной и даже коричневой.
Батарианское общество разделено на касты, между которыми существует сложная система общения. Работорговля является для батарианцев культурной нормой.

Волусы
Волусы (англ. Volus) — одна из немногих рас, для дыхания которых непригодна азотно-кислородная смесь, потому что для многих биохимических процессов волусов необходим аммиак; также для них естественным является давление в 5-6 атмосфер. Поэтому им для нахождения на большинстве планет и станций необходим скафандр. Из-за высокой гравитации на родной планете рост волусов редко превышает 1 метр, что компенсируется плотным телосложением. Культура волусов основана на торговле всем, в том числе друг другом, а потому волусы — прирождённые предприниматели.
Волусы достаточно давно имеют представительство на Цитадели, но представителя в Совете Цитадели не имеют. Многие волусы очень успешно реализуют себя в торговой и банковской сферах, а также являются авторами закона о единой банковской системе (система универсальных денег — кредитов). Военная система волусов — если таковая вообще имеется — неспособна обеспечить необходимую безопасность, поэтому они добровольно перешли под протекторат Турианской Иерархии.

Ворка
Ворка (англ. Vorcha) — одна из самых короткоживущих разумных рас — средняя продолжительность жизни у них не превышает 20 лет. Это связано с чрезвычайно быстрым метаболизмом. Также ворка обладают очень развитой системой регенерации, которая позволяет им восстанавливать даже утраченные конечности. У ворка наблюдается широкая изменчивость фенотипа, что практически остановило эволюцию расы. Ворка имеют комплекцию, сходную с человеческой, но лицо имеет ряд сильных отличий: характерное строение рта и носа, красные глаза.
Родная планета ворка бедна ресурсами и негостеприимна, уровень технологии на порядок ниже технологического уровня других рас, поэтому многие ворка стараются с неё улететь, вступив в ряды наёмников, где к ним относятся как к пушечному мясу.

Геты
Геты (англ. Geth) — единственная обладающая ИИ раса, существование которой признано Советом Цитадели, созданы около 300 лет назад (на момент событий игры) кварианцами в качестве рабочей силы. Первоначально технически не превосходили ВИ, но за счёт заложенной при создании возможности самообучения и наличия нейронной связи между отдельными платформами у гетов развился интеллект. Данный факт был замечен кварианцами, и была предпринята попытка отключения гетов, что спровоцировало конфликт между ними и их создателями. В ходе войны кварианцы понесли большие потери и были вынуждены покинуть свои миры. Вопреки предположениям геты не стали преследовать своих создателей и избрали политику изоляционизма, которой придерживались около 300 лет. Изоляция была нарушена Властелином, который предложил им технологию, к которой геты стремились — сервер (тело жнеца), куда они бы смогли все загрузиться, в обмен на службу. Это предложение разделило гетов на два течения:

Истинные геты
Часть гетов, которая отвергла предложение Властелина и избрала свой путь развития. Они продолжили политику изоляционизма и самостоятельного развития. Считают, что органическая жизнь имеет право на самоопределение, то есть не стремятся её уничтожить, но и не собираются позволять кому-либо мешать им. Своей основной целью считают самосовершенствование. Несмотря на изоляцию, изучают другие расы, одна платформа (Легион) была отправлена следить за Шепардом.

Геты-еретики
Другая часть гетов, которая приняла власть жнецов. В отличие от истинных гетов, отрицают право на существование органической жизни. Основной противник в Mass Effect, встречаются в Mass Effect 2.

Особенности гетов
● На одну платформу обычно устанавливается несколько программ, то есть одним телом управляют несколько разумов. Например, Легионом управляют 1183 программ, в то время как рядовым гетом — до 100 программ. Чем больше программ работают вместе (как на одной, так и на нескольких связанных нейросетью платформах), тем сложнее их мышление.
● Гет практически бессмертен — после уничтожения платформы данные (воспоминания) сохраняются на сервере.
● Для гета тело довольно условно — программа может быть загружена на любую подходящую платформу.
● Поскольку геты связаны нейросетью, все их воспоминания являются общими, но по каждому вопросу у каждого гета может быть своё мнение. Все вопросы решаются в процессе обсуждения; огромная скорость и эффективность обмена данными позволяет им достигать консенсуса по большей части вопросов с невероятной скоростью.

Дреллы
Дреллы (англ. Drell) — раса разумных рептилий, появившиеся в галактическом сообществе чуть позже людей, но, в отличие от людей, им помогла другая раса — ханары. В связи с перенаселением родной планеты — Раханы — часть дреллов добровольно переселилась на родину ханаров — Кахье. Климат Раханы сильно отличается от Кахье (главное отличие — влажность воздуха), что вызывает у дреллов серьёзные проблемы со здоровьем. Создавалась эта раса как похожая на людей.
Комплекцией тела дреллы сходны с человеком, характерными внешней особенностями являются кожа, похожая на кожу ящерицы, и глаза с чёрным глазным яблоком.
Следует отметить, что дреллы обладают совершенной памятью, которая позволяет им в подробностях вспомнить практически любой момент жизни. Примечательна и религия дреллов, согласно которой тело и душа не являются единым целым, тело может действовать как по собственной воле, так и по велению души.

Кварианцы
Кварианцы (англ. Quarians) — раса космических кочевников, представители которой вынуждены носить скафандры, но, в отличие от волусов, это связано со слабой иммунной системой. На момент событий кварианцы более 300 лет живут только на своих кораблях — Мигрирующем Флоте — группе, насчитывающей почти 50000 кораблей. Жизнь в космосе сильно повлияла на их культурную, социальную и политическую организацию: по достижении зрелости каждый кварианец должен отправится в паломничество — временно покинуть флот и вернуться только тогда, когда найдет что-нибудь ценное для флота; в имени кварианца всегда есть название корабля, к которому он приписан, причём перед названием корабля имеется приставка, обозначающая социальный статус: «нар» у не прошедших паломничество («рождённый на корабле»), «вас» — у прошедших («служащий на корабле»). У кварианцев есть представительный орган власти (Конклав), но для принятия быстрых решений (например, во время войны) существует коллегия адмиралов, которая также рассматривает дела, связанные с самыми тяжкими по кварианским законам преступлениями, например, с изменой.
Комплекцией кварианцы похожи на людей, наиболее яркими отличиями являются трехпалая конечность и необычной формы колено, о строении лица почти ничего не известно, хотя в книге Дрю Карпишина «Восхождение» упоминается, что на месте ушей у кварианцев странные выпуклые наросты. Основу белков у кварианцев составляют D-аминокислоты.
В галактике многие предвзято относятся к кварианцам из-за их образа жизни, считая Мигрирующий Флот космическим паразитом. Тем не менее, кварианцы — признаные специалисты в добыче ресурсов и компьютерной технике.

Коллекционеры
Коллекционеры (англ. Collectors) — насекомоподобная раса, являющаяся инструментом жнецов, созданы путём глубокой генной модификации протеан. Своё название получили за заключение странных сделок: покупку у работорговцев особей различных видов с сходными особенностями, обычно в качестве оплаты используя какой-нибудь образец своей технологии, которая превосходит технологию других рас.
Своим внешним видом коллекционеры напоминают жуков, имеется ряд характерных особенностей: две пары глаз и голова, схожая по форме с перевернутой треугольной пирамидой со скруглёнными углами.
Исполняя приказ жнецов, коллекционеры занимались созданием нового жнеца (в игре он назван «протожнец»), процесс будет прерван во второй части игры уничтожением коллекционеров и жнеца. Следует отметить, что система управления коллекционерами позволяла жнецу («Предвестнику») на определённое время брать контроль над любой особью, кратковременно увеличивая её способности.

Кроганы
Кроганы (англ. Krogan) — раса разумных рептилий, развитие которой шло в жёстких условиях родной планеты — Тучанки, благодаря чему кроганы прекрасно приспособлены к выживанию в самых неблагоприятных условиях: многие жизненно-важные органы дублированы, тело покрыто прочной кожей, на спине есть горб, несущий запас питательных веществ. Кроган ненамного выше человека, но гораздо массивнее, голова имеет приплюснутую форму.
Кроганы вышли в космос благодаря саларианцам, и именно благодаря их появлению армии Совета Цитадели удалось одержать победу в Рахнийских войнах. Кроганы, получившие возможность улететь с Тучанки, которая уже в то время переживала эпоху ядерной зимы, стали активно колонизировать другие планеты с менее жёсткими условиями, благодаря чему их численность резко увеличилась. Из-за этого кроганы стали присваивать не только незаселённые планеты, что спровоцировало конфликт, названный Кроганскими восстаниями, в ходе которого был применён генофаг — биологическое оружие, созданное саларианцами для ограничения популяции кроганов. Генофаг препятствует быстрому размножению, поэтому численность кроганов невелика.

Люди
Одна из самых молодых рас в галактическом обществе — первый контакт с другой расой (с турианцами) состоялся в 2157 году и из-за необдуманных действий обеих сторон вылился в военный конфликт, названный Войной Первого Контакта. Технологии человечества сильно шагнули вперёд благодаря обнаружению протеанских руин на Марсе в 2148 году — именно благодаря найденным данным люди получили возможность использовать эффект массы и общегалактическую сеть ретрансляторов. Также к этому времени многие науки тоже поднялись на новый уровень, например, в медицине генная инженерия стала обыденным делом. Благодаря космическим ресурсам промышленность поднялась на новый уровень, улучшилась экологическая ситуация на Земле — отчасти благодаря прекращению роста населения.
Несмотря на свою «молодость», человечество стало весомой политической силой — в зависимости от действий игрока в Mass Effect оно либо получит место в Совете Цитадели, либо возглавит галактическое правительство.

Пожинатели (Жнецы)
Пожинатели (англ. Reapers) — самая древняя (из существующих) и загадочная раса во вселенной. Известно, что термин «пожинатель» не является самоназванием и был придуман протеанами.
Единственным представителем этой расы (из завершённых), описание которого достаточно полно, является «Властелин». Также игрок может побывать на повреждённом пожинателе, который внешне похож на «Властелина». В видеороликах Mass Effect 2 также можно увидеть некого «Предвестника» и флот пожинателей (возможно, весь), которые имеют ряд общих черт, таких как сходная форма, наличие «щупалец» и др. Однако, так называемый «Протожнец» по внешнему виду сильно напоминает терминатора из одноименного фильма. Вероятно, необычный внешний вид «Протожнеца» объясняется тем, что для его создания использовался биологический материал людей. Следует отметить, что пожинатель сочетает в себе как механические, так и биологические начала.
Пожинатели обладают самой развитой технологией (на момент событий), например, глубокие изменения в генах (создание коллекционеров и хранителей). Также они обладают способностью воздействия на органических существ — индоктринацией (англ. indoctrinate), которая позволяет им получать контроль над их разумом, но между степенью контроля и способностями жертвы имеет место обратно пропорциональная зависимость. Известно, что пожинатели способны генерировать мощнейшие поля эффекта массы, что позволяет им создавать сильные кинетические барьеры и использовать сокрушительное кинетическое оружие.
Цели пожинателей никому не ясны, но известно, что они систематично уничтожают разумную жизнь в галактике, когда та достигает определенной точки развития.

Протеане
Протеане (англ. Protheans) — одна из вымерших рас, следы существования которой встречаются по всей галактике. Были уничтожены пожинателями примерно 50 000 лет назад. Благодаря исследованиям было выяснено, что технология протеан опережала существующие, но в её основе также лежал эффект массы. Многие расы вышли в космос, обнаружив какой-нибудь образец протеанской технологии. Принято считать, что Цитадель и ретрансляторы построены протеанами, в действительности протеане лишь перед самым уничтожением освоили технологию ретрансляции, построив всего одну пару первичных ретрансляторов, работающих только в одну сторону (Илос [Ил] → Цитадель).
О внешнем виде протеан почти ничего не известно, на Илосе были обнаружены статуи, изображающие протеанина: комплекция сходна с человеческой, на голове есть отростки, которые можно классифицировать как щупальца.
Именно благодаря протеанским учёным, пережившим геноцид, возвращение пожинателей через ретранслятор Цитадели было предотвращено.

Рахни
Рахни (англ. Rachni) — ещё одна насекомоподобная раса, которая была открыта для галактического сообщества около 2000 лет назад (на момент событий). Из-за влияния жнецов начали войну с остальными расами, которая привела к практически полному уничтожению расы. Последняя королева (самка, способная откладывать яйца) была обнаружена на Новерии (в игре Mass Effect). Игрок может оставить её в живых и отпустить или уничтожить. В Mass Effect 2 членов этой расы вы уже не встретите (Независимо от действий в первой части).
Среди рахни имеется разделение на несколько категорий: рахни-рабочий — небольшое существо, неприспособленное к бою, рахни-солдат — крупный рахни, специализирующийся на сражении, и королева рахни.

Саларианцы
Саларианцы (англ. Salarians) — вторая раса, входящая в Совет Цитадели. Государственный строй саларианцев похож на средневековый европейский — система отдельных территориальных владений, каждый из которых управляется матриархом — главой семейного клана.
Внешне саларианцы похожи на греев, но до присоединения человечества к галактическому обществу никогда не посещали Землю. Комплекцией саларианцы уступают людям, голова кажется непропорционально большой для тела, на ней имеются два рогоподобных отростка.
Саларианцы обладают высоким метаболизмом, что позволяет им спать около одного часа в сутки, но сокращает срок жизни, который редко превышает 40 лет. Скорость всех процессов, в том числе и мыслительных, больше чем у других рас. Примечателен способ размножения — самка откладывает яйца, которые по предварительно заключённому договору оплодотворяет самец.

Турианцы
Турианцы (англ. Turians) — третья раса, вошедшая в Совет Цитадели около 1200 лет назад. Место в Совете получили благодаря помощи в подавлении Кроганских восстаний. До нападения армии «Властелина» на Цитадель турианцы имели самый большой флот в галактике, который понёс серьёзные потери во время нападения. Управление в турианских системах осуществляется Турианской Иерархией.
Условия родной планеты турианцев привели к тому, что их кожный покров стал плотным и способным задерживать некоторые дозы радиации. Интересной особенностью является то, что в отличие от большинства рас в основу белков у турианцев входят D-аминокислоты, что делает, например, человеческую пищу непригодной для турианца.
Турианцам с детства прививают чувство личной ответственности, воинская честь присуща всем турианцам. Армия сильно связана с гражданским обществом.

Ханары
Ханары (англ. Hanar) — медузоподобная раса с планеты Кахье, поверхность которой на 90 % покрыта водой. Ханары являются водоплавающими и для передвижения вне воды вынуждены использовать специальные устройства, обеспечивающие левитацию. Ханары общаются с помощью биолюминесценции, поэтому для беседы с представителями других рас необходим электронный переводчик.
Культура ханаров довольно необычна — каждый ханар имеет два имени: духовное, которое знают только близкие, и телесное, под которым его знают остальные. Ханары предельно вежливы, например, во время разговора, говоря о себе, используют «он» или «этот». Ханары, собирающиеся общаться с представителями других рас, обычно проходят специальные курсы подготовки для общения с другими расами, так как могут близко к сердцу принять их слова.

Хранители
Хранители (англ. Keepers) — раса, обитающая только на Цитадели, предположительно создана пожинателями. Были открыты азари вместе со станцией, но о них крайне мало известно. Хранители управляются самой станцией и занимаются её обслуживанием, но центр управления до сих пор не найден. Изучение расы сильно осложнено тем, что хранители ни с кем не вступают в контакт, а попытки захватить представителя приводят в действие механизм самоуничтожения.
Хранители похожи на больших тлей, но четыре передние конечности по строению соответствуют рукам.
До вмешательства протеанских учёных были подконтрольны пожинателям, по сигналу которых в нужный момент активировали ретранслятор Цитадели.

Элкоры
Элкоры (англ. Elcor) — раса, берущая своё начало с Декууны — планеты с высокой гравитацией. Элкоры массивны и плотно сложены, передвигаются на всех четырёх конечностях, поэтому передние конечности длиннее задних. Кожа элкоров обычно имеет серый цвет.
Свои эмоции элкоры выражают, используя запахи, небольшие движения и негромкие звуки, поэтому при общении с представителями других рас элкоры часто объясняют свои эмоции словами.
Элкоры тщательно обдумывают принимаемые решения, поэтому и в политике являются консерваторами.

Артенни
Артенни (англ. Arthenn) — раса, уничтоженная скорее всего пожинателями примерно 300 000 лет назад с помощью биологического оружия.

Зейофы
Зейофы (англ. Zeioph) — вымершая раса, останки которой были найдены на планете Кленкори.

Преторианцы
Преторианцы — раса, служащая пожинателям. Гибрид органики и кибернетики. Как и ханары для передвижения преторианцы используют левитационную технологию. Своими очертаниями преторианец похож на медузу.
Преторианец является сильной боевой единицей: все уязвимые части покрыты бронёй, в верхней части тела имеется лучевое оружие, а после смерти труп разлагается с выделением токсичного газа.

Яги
Яги (англ. Yahg) — раса, технологический уровень которой отстаёт от рас пространства Цитадели. Первый контакт с ягами состоялся в 2125 году, когда представители Совета высадились на их родной планете. Из-за культурных различий переговоры не увенчались успехом, а делегаты Совета были уничтожены. После гибели дипломатов Совет Цитадели запретил вступать в контакт с ягами во избежание инцидентов.
Яги представляют собой крупных гуманоидов с четырьмя парами глаз, мощными конечностями и широким туловищем.
Культура ягов основана на стайном менталитете, обычно, группу возглавляет самый крупный и сильный самец.

Основные локации
Во вселенной Mass Effect есть множество обитаемых планет и станций, перемещение между которыми возможно благодаря сети ретрансляторов.

Показать спойлер
Цитадель
Космическая станция колоссальных размеров, построенная скорее всего пожинателями. Расположена в туманности Змея. Центральное кольцо диаметром в 7,2 км и шириной 553 м окружёно пятью лучами, каждый из которых имеет длину 43,6 км и ширину около 5 км. В центральном кольце находится Президиум, в лучах — жилые сектора. Эти лучи могут быть свёрнуты из центра управления (например, во время обороны), но обычно они раскрыты. В развёрнутом состоянии станция имеет длину 44,7 км. Население составляет 13,2 миллиона.

Президиум
Президиум является политическим и экономическим центром галактики: именно в Президиуме находится Башня Президиума, в которой заседает Совет Цитадели. Башня Президиума — сооружение, состоящее из двух частей: основания, которое по сути является радиусом кольца, и перпендикулярной ему башни высотой чуть более километра, направленной в сторону Жилых Секторов. Также в президиуме находятся посольства многих рас, а также колоссальное количество банков.
В президиуме находится система космопортов, обеспечивающих грузовое и пассажирское сообщение. У рас, имеющих посольства, есть свои посадочные доки. Кроме этого Башня Президиума имеет аварийную систему эвакуации Совета.
В кольце Президиума находятся дорогие частные резиденции, а также большое количество таких же дорогих ресторанов, баров и клубов. В парке Президиума есть ретранслятор, который считается памятником, соединяющий Цитадель с Илосом — планетой, посещаемой при прохождении Mass Effect.

Жилые сектора
Дом для миллионов представителей различных рас. Именно здесь сосредоточена большая часть населения станции — жизнь в президиуме могут себе позволить далеко не все. В этой части станции наблюдается огромное разнообразие культур и верований. Жилые сектора являются одним из торговых центров пространства Цитадели — в них находится множество магазинов, в которых можно купить практически всё: от видеоигр до подержанных кораблей.
Около жилых секторов существует атмосфера, удерживаемая инерцией (ошибочно называется центробежной силой), которая не подходит для дыхания, поэтому все постройки герметичны.

Основание
Технический отсек станции, находящийся между жилыми секторами и кольцом Президиума, официально предназначенный для хранителей. Неофициально является своеобразными «трущобами» Цитадели.

Функции Цитадели
Нынешние обитатели Цитадели считают, что эта станция была создана протеанами, которые по неизвестным причинам исчезли 50 000 лет назад. Известно, что для них (также, как и для современных жильцов) она была политическим и экономическим центром. На самом деле Цитадель является ретранслятором, ведущим в межгалактическое пространство — обитель пожинателей. Активизация этой функции Цитадели позволит пожинателям войти в Млечный Путь и неожиданным ударом уничтожить руководство, а также захватить всю информацию, обладая которой, они смогут планомерно и систематично уничтожить всю разумную жизнь.

Омега
Космическая станция, являющаяся неофициальным центром систем Терминуса (Термина). Эта станция расположена далеко за пределами пространства Цитадели, а её размеры и форма делают её непохожей на любые другие станции в Галактике. В прошлом Омега была астероидом с богатыми залежами нулевого элемента, добыча которого была осложнена толщиной коры. Некоторое время назад произошло столкновение, которое раскололо астероид на несколько частей, что позволило начать добычу нулевого элемента. Это привлекло многие корпорации, а также преступников со всей Галактики. Теперь она стала домом для наемников, работорговцев, убийц и преступников всех мастей. На станции есть и не криминальное население. Омега впервые упоминается в книге «Восхождение (роман)». Своим внешним видом станция напоминает медузу. Внешняя оболочка астероида осталась только в верхней части, вниз идет множество надстроек. Внутренняя планировка довольно сложна, так как станция строилась без общепринятого плана. На Омеге нет единой системы управления — территории контролируются различными преступными группировками, самой влиятельной из которых является организация, управляемая Арией Т’Лоак.

Местное скопление
Звёздное скопление, в котором находится Солнечная система. В этой системе находится ретранслятор «Харон» — первый ретранслятор, которым воспользовались люди.

Тучанка
Родная планета кроганов. С точки зрения человека мало пригодна для жизни: до использования ядерного оружия имела опасную флору и фауну (имелись факторы, усиливающие естественный отбор), после — наступила эпоха ядерной зимы. Население планеты невелико и не может быстро расти, основной причиной является генофаг.

Иллиум
Планета, находящаяся в секторе космоса, принадлежащего азари. Находясь в пространстве азари, Иллиум имеет очень лояльное законодательство, в котором практически отсутствуют ограничения: свобода торговли оружием, наркотиками и даже рабами (хотя всё это находится под тотальным контролем). Это сделано для возможности конкурировать с нелегальным рынком.

(с) Википедия

– Книги – это не жизнь.
– Да. Книги лучше. (с)

Ответ: Вселенная Mass Effect

Политические и военные организации

Показать спойлер
Совет Цитадели
Совет Цитадели (англ. Citadel Council) — верховный орган управления в галактике. Совет контролирует подавляющую часть обитаемых областей. В начале событий серии он состоит из представителей 3 рас: азари, саларианцев и турианцев. Дальнейшее его будущее в руках игрока (см. раздел Люди).
Совет Цитадели был создан задолго до выхода людей в космос азари и саларианцами, к которым позже присоединились турианцы.
Примечательно, что расы, имеющие посольство на Цитадели, считаются «ассоциированными членами Совета Цитадели»

Альянс Систем
Альянс систем (англ. Systems Alliance) — политическая организация людей, созданная почти сразу после обнаружения протеанских руин на Марсе. Его основная функция — защита человеческих колоний и станций, находящихся за пределами Солнечной системы. В Альянс входит весь военный галактический флот человечества, а также гарнизоны колоний. Земля всё ещё разделена на отдельные государства.

«Цербер»
«Цербер» (англ. «Cerberus») — про-человеческая организация, появившаяся сразу после войны первого контакта. Во главу угла ставит возвышение и процветание людей. Официально «Цербер» считается незаконной экстремистской организацией, но неофициально Альянс Систем периодически сотрудничает с ним. Для достижения своих целей «Цербер» не гнушается негуманных и противозаконных методов.
«Цербер» разделён на несколько изолированных проектов-ячеек, каждая из которых управляется оперативником, подчиняющимся лично «Призраку» — лидеру организации. Самой известной ячейкой является проект «Лазарь», созданный специально для восстановления Шепарда.
К моменту Mass Effect 3 «Цербер» располагает значительными силами и способен вести боевые действия против Альянса Систем, хотя причина их агрессии пока неясна.

СБЦ
СБЦ, или Служба Безопасности Цитадели (англ. C-Sec, Citadel Security) — организация, занимающаяся охраной правопорядка на Цитадели. Для наилучшего выполнения данных обязанностей СБЦ разделена на несколько подразделений: обычные полицейские, следственный отдел, отдел таможенного контроля, отдел информационной безопасности, военизированные группы специального реагирования и космические патрули.

СПЕКТР
СПЕКТР или СПЕциальный Корпус Тактической Разведки (англ. Spectre or SPECial Tactics and REconnaissance) — засекреченная организация, управляемая напрямую Советом Цитадели. Агенты организации обладают особыми полномочиями и для выполнения задания имеют право действовать в обход закона. Агентов обычно называют просто «спектры»

Юстицары
Юстицары или Блюстители (англ. Justicars) — неофициальная, но очень уважаемая среди азари организация, члены которой добровольно подчиняются кодексу, описывающему действия в подавляющем большинстве ситуаций. Для юстицаров практически не имеют значения местные законы; при попытке задержания они сутки содействуют властям, после чего любой ценой вырываются на свободу. Свои долгие жизеи они посвящяют поиску и, часто, безжалостному уничтожению опасных преступников.

Хронология событий
Хронология событий в вымышленном мире. В качестве системы летоисчисления используется григорианский календарь.

Показать спойлер
Основные события
● Около 48 000 лет до н. э. — уничтожение цивилизации протеан пожинателями.
● Около 580 лет до н. э. — азари обнаруживают Цитадель.
● Около 500 лет до н. э.  — создание Совета Цитадели азари и саларианцами.
● I—II век — Рахнийские войны.
● II—X век — Кроганские восстания, применение генофага.
● Конец XIX века — восстание гетов, вынужденное бегство кварианцев из родных систем.

Новейшие события
● 2069 год — основана первая колония землян на Луне (база Армстронг в кратере Шелтона).
● 2103 год — основана первая колония землян на Марсе (город Лоуэлл в каньоне Эос).
● 2142 год — начато строительство станции за пределами орбиты Сатурна («Гагарин» или «Нулевой скачок»).
● 2148 год — геологи-разведчики находят протеанские руины на Марсе.
● 2149 год — человечеством создаётся Альянс Систем, начинается активная колонизация незаселённых территорий.
● 2151 год — в результате неосторожного обращения с грузом в Международном космопорте Сингапура происходит выброс пылеобразного нулевого элемента. В том же году Альянс Систем начинает строительство космической станции «Арктур».
● 2152 год — почти 30 % детей, рожденных в Сингапуре после выброса нулевого элемента, страдают раковыми заболеваниями. В том же году Альянс Систем начинает заселение первой колонии, которая расположена за пределами Солнечной системы, на планете Деметра.
● 2155 год — Альянс Систем заселяет завершенные секции «Арктур» и учреждает там свою штаб-квартиру.
● 2157 год — «Война Первого Контакта» — военный конфликт между людьми и турианцами.
● 2158 год — человечество осознаёт потенциал биотических способностей. Предпринимаются попытки отследить утечку нулевого элемента (не более 10 % детей, подвергнувшихся воздействию нулевого элемента, демонстрируют биотические способности различного уровня).
● 2160 год — сформирован парламент Альянса Систем.
● 2165 год — человечество открывает посольство на Цитадели.
● 2170 год — батарианские работорговцы осуществляют нападение на планету Мендуар, колонию Альянса Систем.
● 2176 год — «Скиллианский блиц» — атака террористов и наёмников на колонию Альянса Систем Элизиум, в Скиллианском пределе.
● 2177 год — «молотильщики» уничтожают колонию Альянса Систем Акуза.
● 2178 год — в ответ на «Скиллианский блиц», Альянс Систем уничтожает базы террористов на планете Торфан.
● 2183 год — атака армии «Властелина» на Цитадель, события игры Mass Effect.
● 2183—2185 год — массовые похищения людей Коллекционерами

(с) Википедия

– Книги – это не жизнь.
– Да. Книги лучше. (с)

Ответ: Вселенная Mass Effect

Потрясающая игра и Вселенная. Не понимаю, как тут она не нашла поклонников? Единственная НФ-РПГ, в которой хочется зарыться по уши и не выныривать, покуда весь космос не будет исследован. Ближайший НФ-конкурент... а нет его. Deus Ex - вообще не про то, другой сеттинг совершенно. Так что, идите-ка все играть в Mass Effect, а то даже не знаете, что вы пропускаете biggrin

Теперь я свободен!

Ответ: Вселенная Mass Effect

Завораживает как сама игра, так и вселенная в которой она разворачивается! Лучше я и не видел ещё пожалуй!

Ответ: Вселенная Mass Effect

Кстати, есть конкретный вопрос. Ко второй и третьей части Mass Effect русскую озвучку вообще собираются делать или уже тему закрыли? Первую часть долго не покупал - целых полтора года ждал русского звука, зато играть было - одно удовольствие...

Свет ярок, ласков и прекрасен,
Над злобными тенями властен.
Но объясните - почему
Я прячусь от него во тьму...

Ответ: Вселенная Mass Effect

Замечательная вселенная! Описанная не только в играх, но и в книгах...