Толкинисты (от Толкин) — фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков.
История
Фанатизм от Толкиена в основном связан с успехом его эпопеи «Властелин Колец». Книга была одобрительно встречена критикой, но поначалу не вызвала особого ажиотажа. Настоящий «бум» на Толкиена начался после выпуска в 1965 году в США дешёвого издания ВК в мягкой обложке, доступного по цене для подростковой и юношеской аудитории. Что интересно, это издание, выпущенное Ace Books, было пиратским, и сам Джон Толкин пытался воспрепятствовать ему.
«Властелин Колец» попал на благодатную почву. Молодёжь 1960-х, увлеченная движением «хиппи» и идеями мира и свободы, увидела в Толкиене единомышленника. Многие трактовали книгу как аллегорию борьбы с несправедливым общественным устройством, хотя сам Толкин никогда подобного не утверждал. Сам Джон был недоволен своим «культом», хотя и признавал, что такой успех ему льстит. Ему даже пришлось поменять номер, потому что поклонники надоедали ему звонками.
Толкинизм в России можно отсчитывать от первого издания «Хоббита» в 1976 или «Властелина Колец» в 1982. Однако только в Перестройку книги Толкина стали по-настоящему доступны читателю. Россия пережила бум толкиенизма в 1990-е. Это можно связать как с тем, что наконец исчезла цензура и западная мода на фэнтези достигла России, так с потребностью молодёжи в эскапизме в тяжёлый исторический период.
Очередная волна популярности Толкина наступила в начале 2000-х с выходом крайне популярной кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец». Экранизация увлекла в толкинистский фэндом множество людей.
Некоторые черты
Показать спойлер Толкинисты любят играть в описанные у Профессора (как часто именуют Толкина) события на ролевых играх, называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья). Они называют себя представителями волшебных народов, описанных у Толкина: эльфами, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, и прочими[5]. Часто толкинисты появляются на ролевых играх или позируют в одежде и гриме, изображая своё alter ego[6].
Во время переписи населения в 2002 году многие толкинисты самовыражались, указывая в качестве национальности «эльфы», или «Хоббиты». Самый большой процент «этнических эльфов» был выявлен в Перми, где местный клуб толкинистов специально организовал флешмоб.
Некоторые толкинисты считают, что мир, описанный в книгах Толкина, в самом деле существовал, и ищут тому подтверждение или живут соответственно данному утверждению, и зачастую «помнят» тот мир и верят, что имеют там воплощение; либо наоборот — данное их воплощение лишь тень жившего там, и что они не люди, а эльфы. Обычно это не мешает им чётко осознавать, что на самом деле они люди — это проявление так называемого «мифологического мышления».
Толкиноведение
Показать спойлер Многие толкинисты заняты изучением творческого наследия Дж. Р. Р. Толкина. Например, они изучают языки эльфов (Синдарин или Квенья), людей (Адунаик) и орков, магов, гномов, придуманные Толкином.
Кроме того, они занимаются переводом статей и рассказов Толкина, не издававшихся на их родном языке. Существует, в частности, литературное общество Tolkien Texts Translation, занимающееся переводами на русский язык
Фанфики / Апокрифы
Показать спойлер Многие толкиенисты, так же, как поклонники других писателей, пишут фанфики по мотивам своих любимых произведений. Некоторые из этих работ стали настолько популярны, что были опубликованы издательствами, а их авторы со временем стали известными писателями.
Среди фанфиков бывают как продолжения, так и полемические «взгляды с другой стороны», и юмористические пародии. Степень соответствия канону у разных авторов различна, поэтому все их относят к апокрифам. Иногда эти апокрифы противоречат основным идеям Толкина, входят с ними в полемику, отстаивая другую точку зрения — «Профессор был не прав!»
Обсуждение этих апокрифов — предмет ожесточённых сетевых диспутов на сайтах и форумах, где часто появляются толкинисты. Все произведения имеют как своих горячих сторонников, так и яростных противников, и нейтральное большинство. Так, на Литфоруме Цитадели Олмера организовывались специальные «дуэли» по обсуждению «Кольца Тьмы» Перумова и «По ту сторону рассвета» Брилёвой-Чигиринской.
Ролевые игры
Показать спойлер Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкинистами. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкина. В 90-е были очень популярны ежегодные «Хоббитские игры» (ХИшки). В какой-то период слова «ролевики» и «толкинисты» были для непосвящённых как синонимы. С развитием движения исторической реконструкции, однако, все больше ролевиков предпочитают реконструкцию толкинизму.
Самый известный в России конвент ролевиков — Зиланткон (от татарского Зилант — мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.
Фольклор
Показать спойлер У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкинисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкином.
– Книги – это не жизнь.
– Да. Книги лучше. (с)