Тема: Аркадий и Борис Стругацкие
Братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), русские, советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.
Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным со взрывом водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.
А потом появились сразу несколько новых книг братьев Стругацких: сборник "Шесть спичек", роман в рассказах "Полдень, XXII век", повести "Далекая Радуга", "Попытка к бегству", "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу". И даже невооруженному глазу простого читателя было видно, что каждая последующая повесть явно лучше предыдущей.
Стругацкие очень быстро поняли, что "фантастика есть лирика человеческих возможностей и что писать надо о самых обыкновенных людях в необыкновенных обстоятельствах, что можно и должно в произведении сочетать все элементы — психологическую прозу, и острый детективный сюжет, и выдумку, и юмор, и трагедию — и все в одной вещи".
Популярность Стругацких в 60-70-е годы была просто невероятной: книг было не достать, поэтому их ксерокопировали, перепечатывали на пишущей машинке и даже трепетно переписывали от руки, не обращая внимания на разгромные статьи официальных критиков, не жаловавших "какую-то там фантастику". И "Трудно быть богом", и "Понедельник...", а потом и "Обитаемый остров", "Пикник на обочине" читатели знали буквально наизусть, говорили цитатами из этих произведений, как "члены какого-нибудь тайного ордена".
Между тем проза Стругацких продолжала развиваться, очень скоро они перешли на сложные философские повести: "Улитка на склоне", "Гадкие лебеди", "За миллиард лет до конца света", "Град обреченный" — некоторые из этих вещей увидели свет через много лет после того, как были написаны. Не только из-за политики. Просто они были слишком хороши для "советской литературы", а "выскочек" у нас всегда не любили.
С годами популярность Стругацких не стала меньше. Книги их издаются и переиздаются огромными тиражами, успешно выдерживая конкуренцию с продукцией англо-американских фантастов.
"Они сказали что-то очень важное. Настолько важное, что при чтении порой кажется: самое главное они оставили в зонах молчания; они просто не хотят говорить прежде, чем человек дойдет до этого сам. А уж когда дойдет, ему не потребуется дополнительных объяснений" (А.Кузнецов, О.Хрусталева).