Показать спойлер Бatik - индонезийское слово, где -bа - "хлопчатобумажная ткань", а -tik - "точка" или "капля". Ambatik - рисовать, покрывать каплями. В технике батик в качестве резерва используются воск, парафин, резиновый клей, бензин в разных сочетаниях и пропорциях, но всегда с одной целью: помешать распространению краски за нанесенный контур.
Колыбелью батика считается остров Ява. Там до сих пор специальную рисовую пасту наносят с помощью бамбуковой палочки на ткань ручного прядения. В качестве красителя используется краска, приготовляется из корня местного растения Morinda citrifolia. Это длительный и трудоемкий процесс.
Типично яванский прибор - "тьянтинг" (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. Яванцы, обожающие иносказательность, говорят о "тьянтинг" так: венчик у нее, как у цветка; клюв, как у хищной птицы; пятеро преследуют ее по белому полю, и она всюду оставляет за собой кровавые следы. Клюв - это носик, пятеро преследователей - пальцы руки, белое поле - ткань, а кровавые следы - краска. Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии.
Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, пишет: "С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом… Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания".
Девушка не могла выйти замуж, пока не изготовляла себе батик для праздничного обряда. До сих пор сохранился обычай обвязывать молодых батиковым саронгом, что символизирует единение душ. Батиковым полотном накрывают больного, чтобы помочь организму бороться с недугом. Им же покрывают умершего, чтобы обеспечить его благополучный отход в потусторонний мир. В батиковом шарфе, переброшенном через плечо, носят грудных детей. Считается, что магическую силу имеют также орнамент и цвет батика. Синий и коричневый цвета побуждают владельца на благородные помыслы и поступки, темно-бордовый - на решимость служить родине; розово-лиловый хранит красоту и молодость.
Расцвет индонезийского батика приходится на 17 век. В то время одежды, расписанные в стиле батик, были символом иерархических различий в Индонезии. Узор и цветовая гамма определяли социальный статус человека. Разработкой рисунков, нанесением их на ткань и первым вощением занимались только благородные женщины во дворце правителя. А трудоемкие заключительные этапы выполняли ремесленники под пристальным наблюдением надсмотрщиков. Секреты изготовления батика передавались из поколения в поколения и долго не покидали стен дворца. Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были, прежде всего, традиционные ритуальные, символические орнаменты: изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.
В 17 веке Индонезия стала голландской колонией, тогда же батик начал покорять Европу. В 1900 году на Парижской Международной выставке впервые были продемонстрированы работы в стиле батик, наделавшие много шума. В конце 20 века батик занял достойное место в европейском дизайне интерьера. Сейчас в этой технике выполняются картины, панно, декоративные ткани, шторы, абажуры, подушки, платки, галстуки и прочие аксессуары из натурального шелка и других тканей).
Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Места, покрытые воском, не поглащают краску, ограничивая ее распространение. Горячим батик называется потому, что воск используется в расплавленном виде. Этот способ подходит, как правило, для окрашивания хлопчатобумажной ткани. После окончания работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски (как в трафаретной печати).
Холодный батик
Холодный батик в идеале используется при росписи натурального шелка. Здесь резерв состоит из смеси очищенного бензина, парафина и резинового клея. В случае необходимости резерв можно окрасить в любой цвет. Холодный резерв наносится специальными стеклянными трубочками. Резерв наносят на шелк в виде замкнутого контура. После того, как резерв высох, начинают расписывать шелк, кистью нанося на него краски.
Батик сегодня
Сегодня батик - серьезный вид декоративно-прикладного искусства. Сложный, трудоемкий и прекрасный! Достойный лучших выставочных залов
Очень приятно, Кот!
Хоть без коня я и без маски, зато нет равных строить глазки.