Тема: Код Буратино
Наткнулся в сети на забавную "игру ума:
"Вчитайтесь в «Золотой ключик». И тут мы видим хоть и карикатуру, но карикатуру на историю Христа. Без этого понимания Буратино воспринимается плоско. Судите сами.
В тексте, повествующем о приключениях Буратино, имеются множество совпадающих признаков, как общих, так в частных (индивидуализирующих), позволяющих уверенно сказать о том, что сказка о золотом ключике является одним из позднейших отражений жизнеописания Иисуса Христа. В данном исследовании проведены явные и неявные (опосредованные) аналогии между историей Буратино и евангельским жизнеописанием Христа. Естественно, что полного совпадения картин жизнеописаний Буратино и Христа мы никогда не увидим, но косвенные совпадения очевидны.
1. ПЛОТНИК - Буратино своим появлением обязан ДЕРЕВУ и НОЖУ. Общеизвестно, что Христос родился в семье ПЛОТНИКА Иосифа.
Говорящее полено принес ПЛОТНИК Джузеппе (Иосиф, Джозеф, Джузеппе - спасибо Роману Нутрихину за ссылку). Есть апокрифические сведения, что Христос рожден в результате кесарева сечения при помощи НОЖА.
2. ДРЕВО.
Роль Христианского ДРЕВА в жизни Христа неоспорима, и Буратино создан из ДЕРЕВА.
3. РУКИ ХРИСТА ПРИБИТЫ К ДЕРЕВУ ГВОЗДЯМИ.
При создании Буратино руки его прибиты к ДЕРЕВЯННОМУ телу ГВОЗДЯМИ.
4. ПЛАЩАНИЦА.
СТАРЫЙ ХОЛСТ с рисунком кипящего котла над огнем (явная картина СТРАСТЕЙ - пыток и страданий) на дверце каморки папы Карло – явная аналогия с ПЛАЩАНИЦЕЙ.
5. ГОЛОВА АДАМА.
Лоб Адама или голова Адама изображена под крестом в виде черепа со скрещенными костями. Изображение на старом холсте - котел со скрещенными дровами – отдаленная, но все же узнаваемая картина - ГОЛОВА АДАМА.
6. ПРОНИКАЮЩИЙ УДАР КОПЬЯ.
Голодный АЛЧУЩИЙ Буратино пробивает носом (СУЕТ НОС – тяга к сакральным знаниям) дыру в холсте. Тот же НОС (КОПЬЕ) Буратино сует в чернильницу и на белую бумагу капают яркие капли жидкости. Потом Буратино бьет деревянной ручкой со СТАЛЬНЫМ ПЕРОМ (прямая аналогия со стальным копьем Логина) муху и нанизывает ее. Отдаленная, смутная, но все же аналогия с УДАРОМ КОПЬЯ при распятии Христа.
7. МАРИЯ МАГДАЛИНА.
Присутствие женского персонажа МАЛЬВИНЫ – МАРИИ МАГДАЛИНЫ (явное созвучие имен). Бегство Мальвины отдаленно связано с бегством МАРИИ. Впоследствии МАЛЬВИНА дает Буратино задачу о ЯБЛОКЕ – явная ссылка на ветхозаветное ЯБЛОКО. Испытание ВЕРЫ, Буратино не отдаст яблоко (ВЕРУ) даже при явной угрозе. Мальвина заставляет Буратино мыть руки – отголосок УМЫВАНИЯ РУК. Она же запирает Буратино я ЯСЛЯХ (в сарае), откуда Буратино выбирается через дыру (кесарево сечение).
Буратино и Мальвину ПРЕСЛЕДУЮТ, они передвигаются в следующем составе – мужчина-муж-жених (Иосиф-Пьеро), женщина-жена-невеста (Мария-Мальвина), мальчик (Христос-Буратино) и вьючное животное (осел - Артемон).
8. ПЯТЬ ЗОЛОТЫХ (ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЯННИКОВ).
Карабас Барабас платит ДЕНЬГИ за тайное знание. В руках Карабаса девятихвостая плетка – орудие БИЧЕВАНИЯ.
Карабас угрожает Буратино КОСТРОМ.
КОСТЕР – один из символов ГОЛГОФЫ.
9. РАСПЯТИЕ ХРИСТА МЕЖДУ ДВУХ РАЗБОЙНИКОВ.
Буратино был распят ДВУМЯ РАЗБОЙНИКАМИ (лисой Алисой и котом Базилио) за ДЕНЬГИ.
10. ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА ПРИ РАСПЯТИИ.
Буратино был распят ночью, то есть в ТЕМНОТЕ.
11. ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ – КЕСАРЬ.
Христос был казнен наместником КЕСАРЯ (великого царя). Буратино распял кот БАЗИЛИО (БАЗИЛЕВС – ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ).
12. «ЭЛИ!.. ЭЛИ!..» последние слова Христа на кресте перед смертью.
При распятии Буратино присутствует лиса Алиса (ЭЛИС). Отдаленное, опосредованное, но все явное совпадение имен.
13. СИМВОЛ ХРИСТА – ЗОЛОТО.
Факт закапывания ЗОЛОТА в землю, в надежде, что вырастет ДЕРЕВО, увешанное ЗОЛОТЫМИ червонцами – явная христианская догма о смерти Бога (ЗОЛОТА), его погребение с последующим воскрешением через распятие (ДРЕВО ХРИСТОВО).
14. ПОГРЕБЕНИЕ ТЕЛА ХРИСТА В КАМЕННОЙ ПЕЩЕРЕ.
Буратино спрятался в КАМЕННОМ (глиняном) горшке в харчевне три ПЕСКАРЯ (рыба – символ ХРИСТА), в который бросали КОСТИ (мощи). Возможно, здесь так же просматривается аналогия с ДИОГЕНОМ, который жил в глиняном кувшине.
15. ИУДА ИСКАРИОТ.
Харчевня «ТРИ ПЕСКАРЯ». Пескарь – презрительное название рыбы. ПЕСКАРЬ – ИСКАРИОТ (пЕСКАРЬ – ИСКАРиот). Цифра три – возможное отдаленное упоминание тридцати серебряников. Очень слабая, почти неразличимая, но для специалиста очень ценная информация.
16. АПОСТОЛ ПЕТР.
Пьеро – Петр. Гонимый, унижаемый, постоянно избиваемый палками первый христианин.
17. МИРОПОМАЗАННИЕ МАСЛОМ.
Врачи, приглашенные Мальвиной, настойчиво пытались лечить Буратино касторовым маслом – явная аналогия с желанием женщины вымыть ноги Христу оливковым маслом.
18. СОТНИК ЛОГИН.
Арлекин, агрессивный персонаж, преследующий и избивающий Пьеро-Петра (ПЕТР – апостол первых христиан), впоследствии принимает сторону Буратино (принимает веру Христа). АРЛЕКИН-ЛОГИН (ЛКН-ЛГН) – несомненная аналогия.
11. КРЕСТ
Петлеобразный крест «АНКХ» изображен в виде КЛЮЧА – явная аналогия КРЕСТА и ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА. Буратино несет свой КРЕСТ – КЛЮЧ, которым заводит часы на кукольном ТЕАТРЕ (ТЕО ТРАГИКА).
12. ИЗОБРАЖЕНИЕ ХРИСТА С АЗБУКОЙ В РУКАХ (АЛЬФА И ОМЕГА).
Буратино так же изображен с азбукой в руках.
13. СОЛНЦЕ – СИМВОЛ ХРИСТА.
На занавесе театра Буратино изображено солнце.
14. ГУБКА С ЖЕЛЧЬЮ И УКСУСОМ.
Первая пища, которую вкушает Буратино – горький лук. Странное угощение для ребенка? Нет, если вспомнить, что последнее питье Христа – желчь с уксусом.
15. СОМНЕНИЕ АПОСТОЛОВ В ВОСКРЕШЕНИИ ХРИСТА.
Врачи, приглашенные Мальвиной, напрямую СОМНЕВАЮТСЯ в состоянии Буратино – «Пациент скорее МЕРТВ, чем ЖИВ. – А по-моему, пациент скорее ЖИВ, чем МЕРТВ».
Другие, слабо-различимые, неявные аналогии повествования о Буратино с христианской традицией.
Человек – Карабас Барабас – хочет сорвать с дерева познания его плод – Буратино. Но его борода ЗМЕЕОБРАЗНО прилипает к смолистому ДЕРЕВУ, обвиваясь вокруг него и сковывая его возможности. Но Карабас Барабас все же вкушает с дерева познания его плод – шишку.
Лобное место, место погребения перво-человека Адама – возможно, связано с созвучием ЧЕРЕП АНКХА. Это черепаха
Тортилла, которая передала КРЕСТ-КЛЮЧ в руки Буратино.
Дуремар – персонаж с СЕТЬЮ ЛОВЦА, который напрямую связан с таинствами КРОВИ – он торгует кровососущими пиявками.
Обратное прочтение имени ДУРЕМАР дает нам узнаваемое сочетание букв РАМ ЕРУД (РИМ – ИРОД).
Имя шарманщика (проповедника) Карло может быть растолковано в трех вариантах (КРЛ-ГРЛ), КАРЛ – КОРОЛЬ – ГРААЛЬ.
Крест как угроза, как оружие казни, узнается в персонаже КРЫСА Шушера, КРСТ- КРС (крест-крыса).
Да и Карабас-Барабас – имя непростое. По-латыни, имя Варравы – косвенной причины смерти Христа – именно Barabas. "
Вот интересно, действительно ли Толстой заложил в "Золотой ключик ", весь этот "код Буратино", или это просто притянутые за уши совпадения?